Издание анализирует стратегии развития некоторых российских страховщиков жизни, ориентированных на индивидуальных клиентов.
Секрет фирмы,
4 сентября 2006 г.
В ожидании жизни 1657 просмотров
По развитию накопительного страхования жизни Россия еще значительно отстает от многих стран. Однако именно этому сегменту рынка предрекают наибольший рост в ближайшие годы.
По данным исследования Deutsche UFG, доля премии по страхованию жизни в российском ВВП в 2005 году составила лишь 0,03%. Страны Восточной Европы заметно опережают нас по этому показателю. Так, доля чешской "жизни" в национальном ВВП равна 1,53%, а в Польше этот показатель составляет 1,31%. В России же в последние год-два номинальные объемы премий "по жизни" демонстрируют явную тенденцию к уменьшению. Так, по данным ФССН, рынок страхования жизни сократился с 149 млрд руб. в 2003 году до 25 млрд руб. в 2005 году. Правда, отчасти это объясняется войной, которую Росстрахнадзор объявил зарплатным схемам (через систему страхования жизни предприятия много лет экономили на налогах: страховщики получали "взносы", которые в скором времени возвращались клиентам в виде "выплат", то есть фактически черной зарплаты). "Зарплатные схемы существуют до сих пор,- уверен Александр Цыганов, заместитель заведующего кафедрой управления страховым делом и социального страхования ГУУ.- Правда, не в таком масштабе, как ранее. Сегодня уже есть ощутимый объем реального страхования, который достаточно быстро увеличивается. Причем темпы роста могли бы быть еще выше, если бы предоставлялись налоговые льготы и была создана система гарантирования страховых взносов". Рынка корпоративного клиентов, это, правда, пока не касается. Дело в том, что на этом поле страхованием жизни в России в основном занимаются кэптивные страховщики. Они страхуют персонал предприятий (причем зачастую без согласия самих сотрудников) по договоренности с руководством. Объемы премии в таком случае огромные, но рыночным страхованием это назвать нельзя. Законодательное разделение на "жизненные" и "нежизненные" страховые компании, которое станет обязательным с середины следующего года, вынудит "корпоративщиков" создавать специализированные дочерние компании. Но едва ли это существенно изменит привычный для них стиль работы. Компаниям, изначально ориентированным на индивидуальных клиентов в страховании жизни (именно их стратегии мы анализируем), аналитики предрекают бум продаж. "Этот рынок будет расти одновременно с количеством игроков, в том числе благодаря приходу крупных иностранных компаний, которым в корпоративном сегменте места уже нет",- убежден ведущий эксперт рейтингового агентства "Эксперт РА" Кирилл Бобыльков.
Aviva Russia Дочерняя компания одного из крупнейших мировых страховщиков жизни получила лицензию лишь в феврале 2006 года. Несмотря на относительно поздний старт, компания не считает, что упустила время, ведь российский рынок развит пока крайне слабо. Стратегия: ставка на работу исключительно в Москве, региональное развитие в ближайших планах не значится. Целевой сегмент - клиенты с месячным доходом от $1250. Тактика: активная работа с банками (bancassurance). Создание портфеля из равных долей корпоративного и розничного страхования жизни (пропорция может меняться в зависимости от реального спроса). В частности, со следующего года планируется развивать все каналы розничной дистрибуции: реализовывать полисы через собственную агентскую сеть и брокерские компании. Проблемы: индивидуальный сегмент страхования жизни в России находится в зачаточном состоянии, поскольку до сих пор в основном развивался корпоративный сектор рынка. Поздний выход компании в российское страхование потребует значительных инвестиций, чтобы заявить о себе, особенно это касается продаж полисов индивидуальным клиентам. В связи с этим сроки окупаемости проекта могут затянуться и составить, по оценкам экспертов, более пяти лет. Новые цели: примерно к 2010 году занять 10% российского рынка страхования жизни.
AIG Life Самая опытная на рынке классического страхования жизни компания: начала работу еще в 1997 году. Ориентируется на высокоценовой сегмент и при этом лидирует по количеству клиентов-физических лиц. Потомок русских эмигрантов Морис Гринберг строит страховой бизнес на исторической родине Объем премий за 2004 год: 1,5 млрд руб. Объем премий за 2005 год: 2,0 млрд руб. Стратегия: сохранить лидерство на рынке. Иметь самоокупаемые офисы во всех городах европейской части России с населением от 300 тыс. человек. Реализовывать максимально широкий спектр страховых продуктов. Тактика: компания, присутствуя сейчас в 10 крупнейших городах России, не форсирует экспансию. Перед офисами ставится задача быть лидерами в своем регионе. Проблемы: контроль за качеством работы партнеров - независимых агентств, некоторые из которых работают по схеме MLM-маркетинга. Из-за законодательных проблем компания не может предлагать потенциально привлекательный продукт - страхование жизни с инвестиционной составляющей. Результат: располагая сетью из 1300 агентов и 150 тыс. клиентов, компания имеет явное преимущество перед большинством игроков рынка. К тому же разветвленная сеть продаж в крупнейших городах позволяет спокойно относиться к перспективе прихода западных конкурентов. Новые цели: создать мощную диверсифицированную сеть продаж полисов - не только через собственную агентскую сеть, но и через банки методом прямых продаж.
"Росгосстрах Жизнь" От Госстраха РСФСР компания унаследовала самую разветвленную сеть продаж и самый многочисленный, хотя и застоявшийся, агентский корпус. Потенциал такого наследства - миллионы долларов, сэкономленных на развитии сети. "Росгосстрах" вовремя вспомнил, что "жизнь" интересна и не самым зажиточным россиянам Объем премий за 2004 год: 1,36 млрд руб. Объем премий за 2005 год: 1,1 млрд руб. Стратегия: интенсивное инвестирование в life-бизнес в ближайшие восемь-десять лет. Приоритет - предложение полисов клиентам в низкоценовом сегменте (доход - от $300 в месяц). Тактика: присутствуя во всех регионах страны, компания делает ставку исключительно на работу собственных агентов, которые подразделяются на специальных и универсальных. Компания полностью отрицает возможность использования многоуровневого маркетинга. Проблемы: падение объема премий за последний год. Компания связывает это с уменьшением количества договоров страхования сроком на один год и переходом страховщиков на более долгосрочные договоры. Результат: в течение десятилетия после 1992 года страхование жизни в "Росгосстрахе" не было приоритетным направлением. За последние четыре года благодаря смене менеджмента и перестройке компании новые акционеры смогли вывести страховщика в число лидеров по этому виду. Новые цели: в 2007 году компания рассчитывает выйти в безоговорочные лидеры рынка и создать новую ИТ-платформу, позволяющую глобально контролировать качество продаж.
"Альянс РОСНО Жизнь" У компании мощные с финансовой точки зрения акционеры, один из которых - немецкая страховая группа Allianz - имеет успешный опыт работы на рынке страхования жизни в Восточной Европе. "Альянс РОСНО Жизнь" делает ставку на немецкий расчет в сочетании с русским размахом Объем премий за 2004 год: 0,013 млрд руб. Объем премий за 2005 год: 0,129 млрд руб. Стратегия: лидерство на рынке, основанное на широком региональном присутствии. Продажи сразу по нескольким каналам с акцентом на собственную агентскую сеть. В качестве своих клиентов компания видит семьи с месячным доходом в $2-5 тыс., имеющие двух-трех детей (каждая семья владеет тремя-четырьмя полисами). Тактика: быстро расти и быть максимально готовыми к ситуации, когда рынок "выстрелит". Для управления собранными премиями используется собственная УК "Альянс РОСНО Управление активами", что должно повышать доверие клиентов. Проблемы: выводя компанию на новый рынок, руководство РОСНО ошиблось в прогнозах темпов роста на 2005 год (55%), он оказался раза в два меньше. Пришлось скорректировать инвестиционные планы и прогнозы по финансовым результатам. Результат: за 18 месяцев работы компания проникла более чем в 120 городов России, обучила свыше 1500 агентов. Она демонстрирует самый большой прирост премий среди всех "лайфовых" компаний. Новые цели: в течение пяти лет стать безусловным лидером на рынке, имеющим самую разветвленную (вплоть до городов с населением 5-10 тыс. человек) и продуктивную сеть продаж.
Чешская страховая компания Входит (вместе с Хоум кредит энд Финанс банк) в PPF - крупнейшую финансовую группу Чехии. В России с осени 2002 года занимается страхованием жизни. Позиция Чешской страховой компании - чуть меньше "жизни", чуть больше рисков Объем премий в 2004 году: 0,044 млрд руб. Объем премий в 2005 году: 0,082 млрд руб. Стратегия: в дополнение к страхованию жизни активно предлагает на рынке рисковые виды личного страхования (медицинское страхование, страхование от несчастных случаев и т. д.). Тактика: компания рассчитывает на повышенный интерес среднего класса к своим услугам, полагая, что иностранные страховщики пользуются у россиян большим доверием, чем отечественные. Использует каналы продаж Хоум кредит энд Финанс банка и, предположительно, имеет доступ к клиентской базе родственной структуры. Проблемы: сравнительно невысокая динамика развития (в первую очередь, на фоне успехов своего главного конкурента в России - AIG Life). Как считают наблюдатели, это может объясняться слишком консервативной позицией компании в отношении новых продуктов, например, страхования жизни получателей ипотечных кредитов, которое чешский страховщик пока игнорирует. Результаты: присутствует практически во всех российских городах-миллионниках, на которые приходится основной прирост страховых премий. Новые цели: в течение ближайших полутора лет открыть еще шесть региональных представительств.
Владимир ЛАПЦЕВИЧ
Вся пресса за 4 сентября 2006 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Компании и капиталы, Страхование жизни
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
30 апреля 2025 г.

|
|
Коммерсантъ-Воронеж, 30 апреля 2025 г.
Изменились в третьем лице

|
|
Коммерсантъ, 30 апреля 2025 г.
РНПК сделают скидку

|
|
ПРАЙМ, 30 апреля 2025 г.
Счетная палата оценила эффективность использования средств ОМС

|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 30 апреля 2025 г.
РСА: Установление минимального периода действия договора ОСАГО до 24 часов требует адаптации процессов отрасли

|
29 апреля 2025 г.

|
|
Вечерний Петербург, 29 апреля 2025 г.
Эксперты прокомментировали идею оформления ОСАГО через «Госуслуги»

|
|
РИА Новости, 29 апреля 2025 г.
Страховые убытки от стихийных бедствий в мире могут достичь $145 млрд в 2025 г - Swiss Re

|
|
Агентство городских новостей Москва, 29 апреля 2025 г.
Около 10,5 тыс. процедур ЭКО по обязательному медстрахованию проведено в РФ в январе – марте

|
|
Казахстанский портал о страховании, 29 апреля 2025 г.
Искусственный интеллект в страховании: вызовы регулирования и новые требования к корпоративному управлению

|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 29 апреля 2025 г.
В Духовном собрании мусульман России отметили нехватку исламского медстрахования

|
|
РБК (RBC.ru), 29 апреля 2025 г.
В АТОР рассказали о состоянии пострадавших в ДТП в Турции россиян

|
|
НТВ, 29 апреля 2025 г.
17 россиян остаются в больницах после аварии в Анталье

|
|
Тамбовская жизнь, 29 апреля 2025 г.
В Тамбове обсудили методы борьбы со страховым мошенничеством

|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 29 апреля 2025 г.
Полиция Кургана возбудила 37 уголовных дел с участием группы сестер Камшиловых

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 29 апреля 2025 г.
У жителей РФ появится новый способ покупки полиса ОСАГО

|
|
Деловой квартал-Челябинск, 29 апреля 2025 г.
«Может вырасти до 40%». Эксперты оценили перспективы рынка страховых услуг

|
|
Прецедент ТВ, Новосибирск, 29 апреля 2025 г.
Audi Q5 загорелась на ходу вскоре после покупки в новосибирском автосалоне

|
|
PrimaMedia, Владивосток, 29 апреля 2025 г.
Страхование имущества: почему соседи не должны оставаться вне поля зрения

|
 Остальные материалы за 29 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|